Безвоздушное распыление

Способ распыления лакокрасочных материалов при высоком давлении (6–35 МПа), так называемый способ безвоздушного распыления, получил широкое распространение в промышленности при окрашивании средне- и крупногабаритных изделий I и II групп сложности, изготовляемых в серийном и массовом масштабе: судов, вагонов, турбин, дорожных и сельскохозяйственных машин, фургонов, конструкционных металлических листов, крупных профилей, станков и др. Он постепенно вытесняет пневматическое распыление благодаря экономичности, компактности установок, более высокой производительности, меньшему загрязнению окружающей среды. Потери лакокрасочных материалов при нанесении этим способом не превышают 10–25%, а срок окупаемости установок 2–3 мес. Наибольшая эффективность способа проявляется при окрашивании крупногабаритных изделий и объектов, а также при больших объемах окрасочных работ на производстве, когда потребление красок достигает десятков и сотен тонн в год.

Распыление проводят преимущественно в двух вариантах: без нагрева лакокрасочного материала и комбинированным путем (сочетанием гидравлического способа с пневматическим). Для нанесения безвоздушным распылением применяют установки, в которых основные элементы — краскораспылитель, насос высокого давления и элементы краскоподачи — объединены в один агрегат. Краскораспылители безвоздушного распыления по внешнему виду напоминают пневмокраскораспылители, они имеют ряд сходных узлов. Учитывая работу под большим давлением, к ним предъявляются высокие требования в отношении герметизации отдельных элементов и узлов, кроме того, они снабжены предохранительным устройством во избежание случайного нажатия на спусковой крючок. Сопло краскораспылителя имеет особую конструкцию. Оно представляет собой цилиндрическую насадку, выполненную из особо прочного материала — карбида вольфрама. Форма канала цилиндри-ческая или коническая. Сопла сменные от 0,17 до 0,82 мм.

Основным узлом установки является агрегат высокого давления — плунжерный насос с пневматическим или электрическим приводом, снабженный воздухораспределительным механизмом, системой клапанов, фильтрами и контрольно-измерительной аппаратурой. Величина давления на лакокрасочный материал зависит от соотношения площадей пневмопривода и плунжерного насоса. В зависимости от конструкции и назначения установки это соотношение может варьи-роваться в пределах от 18 до 75. Исходное давление сжатого воздуха, подаваемого в установки с пневмоприводом, составляет 0,3–0,7 МПа.

Различают малогабаритные передвижные (навесные, переносные) и крупногабаритные передвижные или стационарные установки; они могут быть оснащены ручными и автоматическими краскораспылителями. На рис. 7.10 показан общий вид установки с пневмоприводом. Малогабаритные установки, работающие под давлением 20–25 МПа, имеют призводительность по краске 2–3 л/мин, или по окрашиваемой поверхности 1000–1200 м²/ч, а самые крупные и мощные с давлением краски 40 МПа и более позволяют за 1 ч окрашивать поверхности в несколько тысяч квадратных метров.

Способ безвоздушного распыления пригоден для самых разных лакокрасочных материалов; имеются установки, укомплектованные двумя или тремя насосами, что позволяет наносить многоупаковочные материалы. Важное требование к лакокрасочным материалам — хороший перетир пигментов: размер частиц в них не должен превышать 15 мкм. Способом безвоздушного распыления нельзя наносить краски с волокнистыми наполнителями и с повышенным содержанием пигментов чешуйчатого строения (бронзы, алюминиевая пудра, графит, слюда). В работе используют, как правило, лакокрасочные материалы с вязкостью 80–120 с, но ВЗ-246 при 18- 23 °С; толщина однослойных покрытий при этом составляет 15–30 мкм. Особого навыка и тренировки требует ручное нанесение лакокрасочных материалов.